Современная школа призвана достичь ряда основополагающих задач, определенных потребностями развития общества:
1. Создание особых условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
2. Создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка в условиях гуманистического воспитания.
3. Полноценной воспитательной деятельности, формирующей жизненные установки и нравственные ориентиры, чувство социальной ответственности;
4. Создание условий для физического и психологического комфорта обучающихся в школе - интернате.
5. Формирование нравственного, здорового микроклимата в детском сообществе для появления толерантных взаимоотношений, развития коммуникативной культуры, нравственных качеств личности.
6. Сбережение здоровья обучающихся.
7. Развитие у обучающихся стремления к здоровому и безопасному образу жизни, занятиям спортом.
8. Сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей.
9. Модернизация и пополнение материально- технического обеспечения школы.
Особый акцент в деятельности школы - интерната делается на организацию воспитательной работы. С этой целью школа - интернат разрабатывает рабочие программы воспитания и ежегодные календарные планы воспитательной работы как части основных образовательных программ общего образования.
Основной целью воспитательной работы школы - интерната является создание единого воспитательного пространства для становления устойчивой, физически и духовно здоровой, творческой личности со сформированными ключевыми компетентностями, готовой войти в информационное сообщество, способной к самоопределению в обществе.
Задачи:
- создание условий, способствующих развитию духовно-нравственной личности с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на самоопределение в жизни и самореализацию;
- создание условий для ранней профориентации обучающихся через выстраивание системы социального партнерства, расширение спектра услуг дополнительного образования, участия в конкурсах по профориентации, использование инфраструктуры городской среды, работу с родителями;
- формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
- потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;
- координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума;
- развитие и упрочение ученического самоуправления, как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося;
- повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся;
- воспитывать чувство патриотизма, уважение и приобщение к национальной культуре, языку, духовным и культурным традициям многонационального народа России;
- развивать личностные качества - самостоятельность, ответственность, инициативу, творчество, потребность в здоровом образе жизни;
- укрепление здоровья детей, развитие их гигиенической и физической культуры;
- реализация личностных возможностей ребенка через спортивные, развивающие, культурно - досуговые, профессионально-ориентированные и социально-психологические программы.
Направления работы по реализации воспитательного процесса школы – интерната содействуют развитию потенциальных творческих способностей детей, формированию у воспитанников основных социально значимых личностных качеств, умений и навыков:
- навыки общения, культуры поведения в общественных местах и в различных ситуациях;
- знание своего тела, ухода за ним, умение общаться с противоположным полом, умение вести домашнее хозяйство;
- профессиональные интересы и склонности в соответствии со своими возможностями, жизненные планы (Кем быть? Каким быть?);
- любовь к природе, окружающему миру, знание родной культуры, уважение к традициям других народов;
- интересы, способности, интеллект;
- ценности, убеждения, идеалы;
- чувства, переживания, эмоциональная устойчивость;
- взрослость, самостоятельность, ответственность;
- оптимизм, воля, настойчивость в достижении цели.
Содержание воспитательного процесса направлено на интеграцию воспитательного и образовательного пространства школы через:
- создание условий для развития творческой, интеллектуальной, нравственной личности обучающегося в учебной деятельности;
- активизацию взаимодействия педагогического коллектива и родительской общественности;
- деятельность системы дополнительного образования (кружков, спортивных секций);
- повышение профессионального уровня классных руководителей и других педагогических работников.
Внеурочная деятельность в школе –интернате строится с учетом интересов и склонностей обучающихся, их потребностей. Так, в школе - интернате организована внеурочная деятельность по следующим направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное.
2. Общеинтеллектуальное.
3. Общекультурное.
4. Социально значимое.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных).
Организованный таким образом образовательный процесс подготавливает обучающихся к жизни в современном мире, обеспечивая формирование таких качеств личности, как мобильность, способность к самостоятельному освоению знаний и развитию требуемых умений.
Школа-интернат нацелена продолжать формировать у педагогических работников компетенций и установок, которые необходимы для достижения результатов Программы. К ним относятся:
- активное участие в научно-методической работе;
- мотивация к продолжению инновационной деятельности;
- качественный рост профессиональной активности;
- системное повышение квалификации через самообразование, участие в профессиональных объединениях.
Важную роль в обеспечении права детей на образование, в защите личности обучающегося от вредных влияний на его физическое, психическое и нравственное здоровье играет работа социально-педагогической службы, основными задачами которой являются:
- работа с детьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации;
- работа по профилактике наркозависимости;
- привлечение к воспитательной работе других организаций.
Проблемно-ориентированный анализ позволяет выявить проблемные точки
образовательной системы школы - интерната, на которых необходимо сосредоточить внимание руководству и педагогическому коллективу:
- нормативно-правовая база не позволяет достаточно эффективно решать проблемы в образовательных отношениях в связи с расширением прав и обязанностей их участников;
- профессиональный рост отдельных педагогических работников отстает от новых тенденций развития отечественного образования;
- социум не всегда откликается на потребности школы - интерната в расширении пространства социализации обучающихся и взаимной ответственности за результаты образования.
В связи с этим выделены следующие направления совершенствования образовательного пространства школы:
- приведение нормативно-правовой базы школы в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации;
- оптимизация системы профессионального роста педагогических работников;
- развитие содержания и организации образовательного процесса;
- обновление инфраструктуры школы;
- совершенствование системы взаимодействия школы с внешней средой.
Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты
Миссия школы – помогать средствами современного образования стать успешным любому человеку, готовить людей, способных развиваться и развивать страну.
Ключевые приоритеты развития школы до 2027 года:
1. Создание системы сетевого взаимодействия со спортивными организациями, организациями сферы культуры и предприятиями, находящими на территории Правдинского района, чтобы расширить перечень предлагаемых услуг и повысить качество уже оказываемых, помочь обучающимся в выборе будущей специальности.
2. Расширение образовательных возможностей для обучающихся через многопрофильность и вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования.
3. Совершенствование модели управления качеством образования.
4. Совершенствование работы системы психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.
5. Расширение партнерских связей со сторонними организациями в интересах развития школы.
6. Обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностями равной доступности к образовательным ресурсам. Создание условий для образования и безбарьерной среды.
7. Создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной политики.
8. Предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям как необходимому минимуму для участника информационного обмена в современном обществе.
Целью программы является повышение конкурентных преимуществ школы как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности обучающегося.
Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач:
- формирование устойчивой мотивации обучающихся к повышению своего уровня подготовки через урочную и внеурочную деятельность;
- развитие сетевого взаимодействия;
- создание единого образовательного пространства «Школа – родители – общественность – предприятия и организации Правдинского района»;
- мониторинг процесса реализации ФГОС в школе;
- реализация программы здоровьесбережения обучающихся;
- организация работы летнего оздоровительного лагеря.
Этапы реализации:
Первый этап реализации программы развития: разработка документов, направленных на методическое, кадровое и информационное обеспечение развития школы, организацию промежуточного и итогового мониторинга реализации программы.
Второй этап реализации программы развития: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция программы.
Третий этап реализации программы развития: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития.
Требования к условиям воспитания и социализации:
- создание социально-воспитательной среды школы, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан) российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории и др.;
- создание эколого-воспитательной среды школы, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
- создание эстетической среды школы, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
- взаимодействие школы при разработке и реализации программы воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
- работа школы с семьей, системное привлечение родителей обучающихся к разработке и реализации школьных программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
- интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно - полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
- направленность программ обучения, воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни;
- педагогическая поддержка обучающихся, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.
Планируемые результаты реализации программы и оценка эффективности реализации программы
4.1. Целевые показатели развития школы по годам и индикаторы достижения результатов реализации программ, соответствующие целевым показателям государственных документов по стратегии развития образования до 2027 года
Планируемые результаты реализации программы
№ |
Наименование показателя |
Значение по годам |
2022 год |
2027 год (прогноз) |
-
-
- Направление «Современная школа»
|
1 |
Доля обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, художественного, физкультурно – спортивного и туристско – краеведческого направления (%) |
45 |
100 |
2 |
Доля обновления содержания и методов обучения предметных областей (%) |
30 |
100 |
3 |
Доля педагогических работников, занимающихся инновационной деятельностью, участвующих в конкурсах, смотрах различных уровней (%) |
0 |
50 |
4 |
Доля педагогических работников, использующих элементы открытой информационно - образовательной среды (%) |
20 |
100 |
5 |
Удельный вес школьников, использующих информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет для проектирования индивидуальных образовательных
Траекторий (%) |
0 |
30 |
-
-
- Направление «Успех каждого ребёнка»
|
Сохранение и укрепления здоровья обучающихся» |
1 |
Доля обучающихся с ОВЗ, получающих дополнительное образование, (%) |
100 |
100 |
2 |
Доля обучающихся, получающих качественное горячее
питание, (%) |
100 |
100 |
3 |
Занятиям физической культурой и спортом (от общего числа школьников),( %) |
100 |
100 |
4 |
Доля обучающихся, охваченных мероприятиями профилактической направленности, (%) |
60 |
100 |
3. Направление «Учитель будущего» |
1 |
Доля педагогических работников, занимающихся инновационной деятельностью, участвующих в
смотрах и конкурсах,(%) |
0 |
20 |
2 |
Доля педагогов, прошедших аттестацию на первую и высшую категорию (от общего числа педагогов),(%) |
70 |
95 |
3 |
Доля педагогов, использующих современные образовательные технологии, в том числе информационно коммуникационные,(%) |
40 |
100 |
4 |
Доля педагогов, участвующих в профессиональных сообщества по видам деятельности (учителя, руководители, методисты), в том числе в сети «Интернет»,(%) |
20 |
100 |
5 |
Доля педагогов, которые имеют собственные сайты (страницы на сайте), блоги для их использования в обучении и воспитании, (%) |
70 |
100 |
Направление «Цифровая образовательная среда» |
1 |
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в образовательной организации,(%) |
40 |
70 |
2 |
Удельный вес школьников, использующих информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет, (%) |
20 |
60 |
3 |
Доля обучающихся, которые имеют возможность свободного доступа к точкам с выходом в сеть Интернет со скоростью не ниже 10Мб (с перспективой до 100Мб), (%) |
20 |
60 |
4 |
Доля педагогических работников системы общего и дополнительного образования детей, состоящих в
цифровых профессиональных сообществах, (%) |
0 |
30 |
5 |
Применение адаптированных электронных ресурсов по всем предметным областям для обучающихся с особыми образовательными потребностями на всех уровнях образования (посредством сети Интернет), (%) |
0 |
100 |
Направление 5. «Обеспечение внедрения Федерального государственного образовательного стандарта |
1 |
Создание новых учебных мест:
- разработка ПСД и строительство Нового корпуса |
0 |
100 |
2 |
Замена асфальтного покрытия на территории школы – интерната:
- разработка сметной документации |
0 |
100 |
3 |
Постепеный переход от обучения по общеобразовательным программам к обучению по адаптированным программам обучающихся с ОВЗ |
35 |
100 |
ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
Цель проекта: достижение нового качества образования за счет расширения использования электронного образования дистанционных технологий в соответствии с требованиями безопасной цифровой образовательной среды.
Участники проекта: администрация Школы, педагоги, обучающиеся, родители (законные представители).
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Задача 1. Совершенствование единой информационной системы «Цифровая школа» |
1 |
Внедрить целевую модель цифровой образовательной среды |
2022 -2027 |
2 |
Создать условия для использования обучающимися информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды для «горизонтального» обучения и неформального образования |
2022 -2027 |
3 |
Создание условий для повышения квалификации педагогов образовательной организации в области современных технологий онлайн-обучения |
2022 -2027 |
4 |
Расширение применения средств цифровых технологий в управлении школы |
2022 -2027 |
5 |
Разработка и внедрение программы для обучающихся и родителей (законных представителей) «Безопасный Интернет» |
2022 -2027 |
Задача 2. Проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимое условие успешной социализации учащихся, расширение разнообразия внеучебных проектов и творческих инициатив, в том числе с применением дистанционных технологий и форм открытого образования |
1 |
Внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс |
2022 -2027 |
2 |
Внедрение механизма обеспечения качества результатов обучения путем активного использования площадок дистанционного и онлайн-образования |
2022 -2027 |
|
|
|
|
ПРОЕКТ «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»
Цель проекта: создание условий для развития у педагогов профессиональных компетенций, обеспечивающих повышение качества образования и личностный рост каждого ребенка с учетом его возможностей и потребностей, познавательных интересов, особенностей развития и здоровья.
Участники проекта: администрация школы, педагоги.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Задача 1. Внедрение механизмов непрерывного и плавного повышения профессионального мастерства и квалификации педагогических работников на основе интеграции с национальной системой учительского роста. |
1 |
Создание системы непрерывного и планомерного повышения квалификации, профессионального роста педагогов, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, внутрифирменного обучения, участия в сетевых профессиональных сообществах, развития конкурсного движения |
2022 -2027 |
2 |
Развитие инновационного поведения педагогических работников и формирования новых профессиональных позиций |
2022 -2027 |
3 |
Участие педагогов в добровольной независимой оценке профессиональной квалификации |
2022 -2027 |
ПРОЕКТ «УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА»
Цель проекта: создание условий для воспитания успешной гармонично развитой и социально ответственной личности путем обновления содержания и методов воспитания и здоровье сберегающей индивидуализации образования, поддержки одаренных детей и детей с ОВЗ, модернизации инфраструктуры отделения дополнительного образования детей; для успешной самореализации и профессионального самоопределения.
Участники проекта: администрация школы, педагоги, обучающиеся.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Задача 1. Формирование эффективной системы выявления и психолого-педагогического сопровождения всех и каждого для гармоничного развития с учетом индивидуальных запросов, познавательных интересов, особенностей в развитии и здоровье |
1 |
Создание Индивидуальной карты способностей, интересов и особенностей и на ее основе Программы сопровождения и развития обучающегося. |
2022 -2027 |
2 |
Включение обучающихся в проекты, направленные на успешную самореализацию и осознанное профессиональное самоопределение всех и каждого, создание локальной Программы ранней профориентации |
2022 -2027 |
Задача 2. Развитие системы дополнительного образования для обеспечения гармоничного развития всех и каждого ребенка с учетом индивидуальных запросов, познавательных интересов, особенностей в развитии и здоровье |
1 |
Создание универсальной модели дополнительного образования (в том числе с учетом сетевого взаимодействия), учитывающим индивидуальные потребности и особенности детей |
2022 -2027 |
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет директор Санаторной школы – интерната.
По каждому из направлений программы созданы проблемные творческие группы, ответственные за их реализацию. Каждое из направлений курируется заместителем директора.
Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных его частей ежегодно представляется на педагогическом совете и Управляющем совете Санаторной школы - интерната. Мероприятия по реализации направлений являются основой годового плана работы.
Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных направлений, внесения изменений в реализацию направлений решает Управляющий совет школы и Педагогический Совет школы.
Координация и контроль над выполнением Программы администрация школы оставляет за собой:
• анализирует ход выполнения плана по реализации программы и вносит предложения по его коррекции для обсуждения на педагогическом совете;
• осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы;
• осуществляет тематический, текущий, персональный контроль за деятельностью учителей и обучающихся в рамках своих компетенций.
Руководство и контроль в ходе реализации Программы развития осуществляется в соответствии с перспективным планом руководства и контроля администрацией школы и представителями родительской общественности.
Перспективный план руководства и контроля в ходе разработки, принятия и реализации Программы развития школы на 2022-2027 годы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Мониторинг исходного уровня обученности обучающихся на момент начала реализации Программы развития |
Сентябрь |
Ответственный за учебную работу |
2 |
Проверка и редактирование утверждённой Программы развития |
Сентябрь - октябрь |
Администрация |
3 |
Мониторинг исходного состояния воспитательной среды школы - интерната |
Август - сентябрь |
Ответственный за воспитательную работу |
4 |
Координация Программы развития с годовым планом работы школы. Проверка готовности образовательных ресурсов школы к реализации Программы развития |
Октябрь |
Администрация |
5 |
Мониторинг промежуточных учебных результатов по классам |
В течение отчётного периода |
Ответственный за учебную работу |
6 |
Проверка всех видов планирования |
Ежегодно в начале учебного года |
Директор, ответственный за учебную работу, ответственный за воспитательную работу, председатель ШМО |
7 |
Привести ЛНА школы в соответствие с действующим законодательством |
Февраль – май 2022 года |
Администрация |
8 |
Анализ эффективности использования ИКТ в учебно- воспитательном процессе |
1 раз в полугодие |
Директор, ответственный за учебную работу, председатель ШМО |
9 |
Анализ результативности образовательного процесса |
1 раз в полугодие |
Ответственный за учебную работу |
10 |
Пополнение материально-технической и учебно-методической базы школы в процессе реализации Программы развития |
Ежегодно |
Директор, заместитель директора |
11 |
Проверка состояния электронного сайта |
Ежемесячно |
Методист |
12 |
Фестиваль достижений обучающихся школы – участников реализации Программы развития |
Октябрь – ноябрь |
Администрация |
13 |
Мониторинг результативности реализации Программы развития и задачи на перспективу |
Ноябрь - декабрь |
Администрация |
14 |
Результаты работы над проектами |
Ежегодно |
Администрация |
15 |
Анализ сильных и слабых сторон деятельности школы при реализации Программы развития |
Ежегодно |
Администрация |
Ресурсное обеспечение программы
Основные направления Программы развития школы
Подпрограмма «Программа самообразования учителя»
«Чем больше знает учитель, тем легче усваивать его ученикам элементарные знания, тем большим авторитетом и доверием пользуется он среди учащихся и родителей, тем больше к нему как к источнику знаний тянутся дети». (В.А. Сухомлинский)
В современном обществе непрерывно происходят изменения, которые оказывают существенное влияние на общее состояние образовательной системы. Преобразования в политической, экономической, социальной, идеологической сферах требуют формирования и развития личности нового типа – грамотной, творчески мыслящей, ответственной, дисциплинированной. В условиях этих перемен радикально меняется и статус педагога, его образовательные функции; соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам. Желание и умение учителя работать над собой и своим развитием – залог качественного образования.
Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает его теоретическую и практическую готовность к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Цель:
Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога
Задачи:
- приобретение учителем новых педагогических знаний;
- изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
- изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;
- совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;
- формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ИКТ;
- формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.
- участие учителя в инновационной деятельности;
- обобщение и распространение своего педагогического
- Подпрограмма «Цифровая школа»
Новое качество образования – его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
Сегодня школа отражает аспекты современного информационного общества, в котором происходят серьезные изменения, утверждение новой цивилизации, воспитывающейся на мультимедийно-цифровой культуре.
По настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда обучающиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьного пространства. Однако информационное пространство школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Дальнейшее развитие образования в ОУ, решение задач формирования учебно – познавательных и информационных компетенций, управления результатами данной деятельности невозможно представить без развития информационной среды и внедрения новых информационных технологий (НИТ) в управленческую и образовательную деятельность.
Цель: развитие единого информационно - образовательного пространства, которое включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования.
Задачи:
• индивидуализация обучения в сочетании с формированием у учащихся устойчивых профессиональных и этических норм работы в трудовом коллективе, занятом разработкой и применением новых информационных технологий;
• предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям как необходимому минимуму для участника информационного обмена в современном обществе;
• пополнять и обновлять компьютерную технику, телекоммуникационное оборудование и программное обеспечение учебного и управленческого управления;
• обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам - файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-серверам, включая возможности мультимедиа;
• предоставление всем участникам системы образования возможностей обмена информацией посредством электронной почты, в целях организации внутрирайонных и межрегиональных связей, включая международные контакты;
• создание и публикация в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия и другие виды учебной информации;
• обеспечение контроля качества образования посредством ведения электронных журналов и дневников.
• развитие возможностей школьной локальной сети и обеспечение работы школьного сайта.
• реализация различных форм обучения таких как дистанционное обучение, дополнительное очное обучение и участие в интернет-конкурсах, сетевых проектах разной направленности, интернет-олимпиадах, вебинарах, интернет-конференциях педагогов и учащихся с использованием ИКТ;
• приобретение новых профессиональных навыков, в том числе компетенций в области цифровой экономики.
Подпрограмма «Здоровая школа»
Здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. На состояние здоровья ребёнка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни, неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте обучающиеся чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки. Поэтому учитель должен строить процесс обучения и воспитания с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребёнок физически здоров, то он может успешно учиться в школе и справляться со всеми делами дома. Если ребёнок душевно здоров, то он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать помощь людям и способен сам принять её, умеет выразить свои нужды и потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. Только здоровый человек способен активно жить, успешно преодолевать трудности в учении. Большую помощь в этом окажет программа «Здоровая школа».
Она направлена на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивают двигательную активность обучающихся, знакомят их с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводит к улучшению психоэмоционального состояния школьников, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом. Эта программа также направлена на реализацию просветительскую деятельности обучающихся, задачами, которой является:
• Развивать волонтёрское движение.
• Пропаганда здорового и безопасного образа жизни.
• Профилактика болезней и вредных привычек.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников на основе культурологического и личностно-ориентированного подходов.
Цель: формирование культуры здоровья обучающихся начальной, основной школы - интерната.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- познакомить обучающихся с основными составляющими здорового образа жизни;
- обучить способам сохранения здоровья;
- способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;
- развивать культуру двигательной активности;
- воспитывать нравственную культуру обучающихся.
- учить пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни.
- вести разъяснительную и просветительскую работу с обучающимися, родителями;
-формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровье сбережении, мотивации на сохранение здоровья;
- осваивать педагогам новые методы деятельности в процессе обучения школьников, использовать технологии урока, сберегающие здоровье обучающихся.
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы - интерната;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания обучающихся;
- развитие психолого-медико-педагогической службы школы - интерната для своевременной профилактики психологического и физического состояния обучающихся;
-просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни;
Программа «Здоровая школа» тесно связана с такими учебными дисциплинами как окружающий мир, биология, литературное чтение, физическая культура, технология, изобразительное искусство.
Программа «Здоровая школа» не является обособленным (изолированным) звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры.
6.1.4. Подпрограмма «Гражданско – патриотическое воспитание школьников»
Дополнительная общеобразовательная программа «Гражданско – патриотическое воспитание школьников» разработана на основе главных положений и разделов государственной программы «Патриотическое воспитание», с учетом приоритетных задач и направлений воспитательной деятельности по развитию патриотизма обучающихся; концептуальных оснований патриотического воспитания; целевых программ развития образования.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Воспитание патриотизма и гражданской позиции школьников всегда занимало в воспитательно-педагогическом процессе школы важное место.
В школе сложились свои традиции по военно-патриотическому воспитанию. Традиционное несение вахты памяти у памятника воинам ВОВ. Проведение Уроков «Мужества», уроки «Памяти», уроки «Победы», торжественные линейки к памятным датам, смотр строя и песни.
Воспитывать патриотов нужно через познание истории своей малой родины, своего рода, своей семьи.
История показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становился патриотизм - любовь к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлении своими действиями всемерно служить государственным интересам. Поэтому сегодня возникла острая необходимость на государственном уровне возродить патриотическое воспитание граждан. Меняются политические режимы, экономические системы, а Родина остается.
Патриотизм - это любовь к Родине. Готовность к защите Отечества - святое чувство, свойственное всем поколениям нашего народа. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присуща всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития. Он проявляется в активно-деятельной самореализации человека на благо Отечества.
Патриотизм представляет своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Истинный патриотизм - высший гражданский долг каждого.
Цель: развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников; воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• создание механизма военно-патриотического воспитания в целом;
• формирование патриотических чувств у учащихся на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свое село, свою страну;
• воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
• формирование комплекса нормативного, правового и организационно методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе - интернате;
• усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Отличительная особенность программы. Настоящая программа отличается от других программ по военно-патриотическому воспитанию тем, что в её содержание включены не только темы, но и физическую подготовку детей и подростков в военно-прикладных видах спорта. Таким образом, реализация программы будет способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого через физическую подготовку детей и подростков в военно-прикладных видах спорта, психологических установок сильного, уверенного в себе человека. Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы является то, что она совмещает общевоинскую, физическую, гуманитарную и специальную подготовку. Программа дает возможность получить предпрофессиональную военную подготовку, совершенствовать знания и навыки по основам воинской службы.
6.1.5. Подпрограмма «Волонтерское движение «Добродеи»
Прекрасная возможность для раскрытия и формирования этих качеств есть у человека в детском общественном объединении с его добровольностью, самодеятельностью, открытостью и возможностью выбора. Объединения дают каждому ребенку опыт и умение строить человеческие отношения, творить, реализовывать свой потенциал в социально-приемлемых формах.
Действуя в общественных объединениях, дети приобщаются к общественной жизни, проходят школу гражданского самосознания и ответственности, здесь же формируется их мировоззрение. Дети, члены общественных объединений, лучше входят в общество и принимают общественные отношения, чем дети неорганизованные.
Одной из форм детского и молодежного общественного движения является волонтерство (добровольчество) – неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Идея волонтерства не нова, поскольку ее смысл заключается в том, что для оказания бесплатной помощи молодые люди объединяются на добровольной основе, руководствуясь собственными побуждениями.
Цель: создание условий в школе для формирования у обучающихся культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в современном обществе.
Задачи:
• Формирование мотивов социальной деятельности, направленной на пропаганду здорового образа жизни;
• Удовлетворение потребности обучающегося в социально значимой деятельности;
• Создание условий для сотрудничества с другими общественными организациями и объединениями;
• Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;
• Поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
• Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
• Предоставление возможности для самореализации, развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
• Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе - интерната;
• Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы - интерната.